Конкурс
"Инструментальные исследования окружающей среды"



Состояние воздушной среды юго-западного района г. Владимира (Скворцова Ирина, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Владимира). Руководитель работы: Суслина Светлана Анатольевна, учитель биологии и химии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Владимира.



Целью исследования стало: оценка состояния воздушной среды юго-западного района г. Владимира (микрорайона МОУ СОШ №31) и выявление факторов неблагоприятного воздействия на нее.
Цель достигалась путем решения следующих задач:
1.Оценить состояние воздушной среды микрорайона с использованием физико-химических и биоиндикационных методов;
2.Определить наиболее сильные загрязнители воздуха и источники загрязнения; составить карту микрорайона с их расположением;
3.Выработать рекомендации по улучшению экологического состояния микрорайона.

Методики исследования
1.Линейно - колориметрический анализ газов с использованием индикаторных трубок [10].
2.Относительная оценка степени загрязнения воздуха по величине автотранспортной нагрузки [1,11].
3.Оценка степени загрязнения воздуха по химическому составу снегового покрова и кислотности осадков [1].
4.Оценка состояния атмосферного воздуха по пораженной ткани листьев [5].
5.Оценка степени загрязнения воздуха по морфологическим и анатомическим изменениям хвои сосны [1].
6.Использование тест - комплектов как разновидность визуальной колориметрии [10].
7.Оценка уровня загрязнения воздуха по запылённости [1].
8.Визуальная колориметрия по методу стандартных серий [6,9,11].

Описание объекта исследования
Юго-западный район города Владимир занимает примерно третью часть всей территории города, плотность населения достаточно высокая.
Район испытывает на себе большую антропогенную нагрузку, т.к. находится в непосредственной близости к крупнейшей магистрали Москва- Нижний Новгород и железнодорожному полотну, по которому перемещаются составы ко всем крупным городам страны по северному и южному направлениям.
Кроме того район в последние несколько лет активно застраивается как частными коттеджами, так и многоквартирными зданиями и хозяйственными объектами (супермаркеты, торговые центры, гаражные комплексы).
На территории нашего района имеются потенциальные возможные источники загрязнения воздушной среды:
•много крупных предприятий строительного, химического и пищевого направления (завод «Эталон», ЖБИ, Мелькомбинат, Комбикормовый завод, хладокомбинат, молокозавод, областная типография, обувная фабрика, макаронная фабрика, центр технического осмотра транспорта ГИБДД);
• крупные рынки (Флора, оптовый рынок, авторынок);
•места общественного питания с кухней на открытом воздухе;
•котельные (у заводов, у училища Культуры)
•АЗС. 

Большая часть объектов расположена на выезде из города с подветренной стороны; преобладающие ветра за период 2006-2007 годов – юго-западные и южные, что повышает вероятность загрязнения территории района.

Направления исследования
Исследования проводились в течение пяти сезонов в период с сентября 2007 по октябрь 2008 года:
•Определение содержания основных загрязняющих газов воздуха при помощи химического анализа.
•Исследование снегового покрова.
•Запылённость воздуха.
•Биоиндикация по листьям и сосне.

Анализ результатов и выводы
Для оценки уровня загрязнения воздушной среды Юго-западного района (микрорайона МОУ СОШ № 31) полученные результаты исследования сравнивались со значениями ПДК, характеризующими санитарно-гигиенические нормативы. (Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест», утверждённые Главным Госуд.санит.врачом РФ 31 мая 2003г). 
Проведенные исследования показывают сильную загрязненность воздуха. Практически все определяемые параметры превышают нормы ПДК, что создает неблагоприятную экологическую обстановку.
Причинами повышенного содержания угарного газа, диоксида азота, углеводородов и свинца в воздухе является высокая транспортная нагрузка на данную часть города Владимир (непосредственная близость к крупным магистралям и железной дороге) и высокая плотность жилищного фонда с постоянным его пополнением за счёт новостроек, деятельность АЗС и тепловых котельных, насыщенность района предприятиями, использование жителями частного сектора дров и угля для отапливания помещений в своих домах и систематическое сжигание мусора и отходов хозяйства на участках. Эти же факторы объясняют и уменьшение степени pH (увеличение кислотности) в атмосферных осадках.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1.В ходе исследования были выявлены наиболее сильные загрязнители воздуха микрорайона. Ими оказались диоксиды азота и серы, свинец, угарный газ. В ходе исследования оценили экологическое состояние данной части населенного пункта, как неблагоприятное с тенденцией к ухудшению. 
2.Выявлены и картированы участки наибольшего антропогенного воздействия. Ими оказались АЗС, котельные, трассы, улицы В.Дуброва и пр. Ленина, стройки на ул. Солнечная, Василисина, В.Дуброва, Крайнова.
3.Выработаны рекомендации по улучшению экологического состояния микрорайона:
А) Регулировать основную транспортную нагрузку на микрорайон, максимально сокращая ее на зафиксированных опасных участках (особенно в районе школ, Дома малютки и детских садов). Б) Сократить антропогенную нагрузку на воздушную среду со стороны жителей микрорайона и основных предприятий.
В) Для предотвращения дальнейшего ухудшения экологического состояния микрорайона создать систему мониторинга качества окружающей среды силами учащихся, занимающихся в школьном экологическом кружке; систематически сравнивать результаты исследования с официальными данными для получения реальной картины загрязнения.
Г) Ликвидировать несанкционированные свалки, организовать утилизацию ТБО, применять меры административного воздействия (штрафы) к нарушителям.
Д) Регулировать промышленное и гражданское строительство с учетом сохранения природных ресурсов. 

Заключение.
1. Результаты проведенного исследования были доведены до общественности:
• представлены в школе на уроках химии, биологии и ОБЖ, при проведении занятий экологического кружка, на родительских собраниях и классных часах;
•напечатаны в школьной газете; распространены в виде листовок в районе.
2. Были предприняты следующие меры по улучшению экологического состояния района: •проведено озеленение района силами учащихся и их родителей (высажены кустарники и саженцы деревьев по аллее в районе школы, детских садов, на пришкольном участке);
•ликвидированы 3 несанкционированные свалки в районе; ведется учёт свалок силами учащихся и составление карты несанкционированных свалок;
•изготовлены и распространены листовки в гаражных кооперативах, на АЗС, в магазинах, в домах района (призывали автолюбителей к контролю на содержание СО своего автомобиля, и установке фильтров доочистки выхлопных газов).
3. Поставлены задачи по продолжению работы на 2007-2008 год:
•отследить динамику изменения состояния воздушной среды района; оценить место района по загрязнённости в городе (сравнить данные по всем районам города);
•составить карты района по уровню загрязнения воздуха выявленными основными загрязнителями, т.о. выявив воздействие стационарных и мобильных источников загрязнения; • более широко осветить выявленную проблему (в печатных изданиях города).

Список литературы
1.Ашихмина Т.Я. «Школьный экологический мониторинг». М.: «Рандеву - АМ», 2000.
2.Безуглая Э.Ю. «Мониторинг состояния загрязнения атмосферы в городах» Л.:Гидрометеоиздат, 1986.
3. «Как организовать общественный экологический мониторинг» под редакцией к.х.н. Хотулевой М.В. М.: Социально-экологический союз, 1998.
4.Мухина Е.А. «Физико-химические методы анализа: Учебник для техникумов» М.: Химия, 1995.
5.Опекунова М.Г. «Биоиндикация загрязнений».СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004.
6.Пилипенко А.Т., Пятницкий И.В. «Аналитическая химия» М.: Химия, 1990.
7.«Практические задания по экологии. Методические рекомендации», Владимир, 1994. 8.Ревелль П. «Среда нашего обитания» (кн. 2) М.: Мир, 1995.
9.Трифонова «Химия окружающей среды. Практикум» Владимир, 1999.
10.«Физико-химические методы анализа» под ред. Алесковского В.Б. Л.: Химия, 1998.
11.Чернова Н.М. «Лабораторный практикум по экологии» М., 1986.



Исследуемый район г. Владимира




Отбор пробы снега




Исследование проб снега в лаборатории




Индикаторные трубки для анализа воздушной среды производства ЗАО "Крисмас+"




Средний показатель процента пораженной ткани листа с исследуемых участков




Содержание загрязняющих газов в воздухе (в мг/м3)

1. Содержание угарного газа




2. Содержание диоксида азота




3.Содержание диоксида серы




Содержание основных загрязняющих веществ в воздухе (в сравнении ПДКсс): оксида углерода (II), диоксида азота, углеводородов, диоксида серы и свинца.